Каким образом пилоты следуют нужными маршрутами

Большие воздушные лайнеры — вроде реактивного широкофюзеляжного Боинга-747 — следуют установленными воздушными коридорами, которые проложены (мысленно) во всех направлениях и контролируются наземной навигационной службой поддержки.

Эта служба представляет собой сеть радиостанций, названных всенаправленными курсовыми радиомаяками УКВ-диапазона (ВКР). Каждая ВКР-стан-излучает два сигнала, определяющих направление на северный магнитный полюс и на каждое направление в пределах 360 градусов. Штурман в полете считывает радиосигналы, принимаемые с помощью бортового ВКР-приемника, и находит направление движения и местоположение своего корабля относительно данной ВКР-станции. Для этого на воздушном корабле также имеется радиомагнитный индикатор (РМИ), плановый навигационный прибор (ПНП) и индикатор отклонения от курса (ИОК)

На фотографии вверху - ВКР станция излучает радиоволну, принимая которую штурманы могут определять свои координаты.

Принцип работы ВКР. Временная задержка, или разница во времени

Разница во времени между приемом ВКР-сигналов, дающих направление на север и на определенный азимут, позволяет летчику вычислить истинное направление своего полета.

Бортовые приборы, связанные с работой ВКР-станцией

Концы стрелок указывают направления, в которых расположены две ВКР-станции. На верхней диаграмме узкая стрелка показывает направление на ВКР-станцию А, широкая — на ВКР-станцию В.

Положение стрелки показывает положение воздушного корабля относительно ВКР-станции.