Что такое инерционная навигационная система

Когда полет корабля проходит над территорией, где нет станций радионаведения, скажем, над океаном, то летчики определяют свое местоположение с помощью ИНС — инерционной навигационной системы.

Эта система состоит из гидроскопа и встроенных акселерометров (измерителей ускорения) и помогает вычислить направление полета, его скорость и пройденное расстояние. Гироскоп позволяет выдерживать при полете нужный угол относительно силы тяжести, направленной вниз. Акселерометры, расположенные в горизонтальном стабилизаторе, определяют величину ускорения самолета во всех трех направлениях и передают ее значение в бортовой компьютер. А тот использует полученные данные, чтобы вычислить все параметры движения и координаты корабля. ИНС связана с автопилотом, находящимся в кабине командира корабля. Перед взлетом командир вводит в компьютер полетные данные: курс, скорость и высоту. Пользуясь этой информацией, компьютер управляет полетом до его окончания, поддерживая заданный курс без дополнительной помощи с земли.

ИНС (инерционная навигационная система)

В стабилизаторе находятся два акселерометра. Х-акселерометр определяет ускорение в направлениях восток-запад, а У-акселерометр — в северном и южном направлениях. В полете воздушный корабль постоянно испытывает ускорения. Запись данных, получаемых с акселерометров, позволяет вычислить скорость полета и пройденное расстояние.

Оси X, У и Z

Акселерометры осей X и У измеряют ускорение в любом азимутальном направлении. По оси Z измеряют вертикальное ускорение. Оно позволяет определять скорость подъема и снижения самолета.

Система "Омега"

Система "Омега" позволяет определить местоположение самолета путем вычисления разницы во времени получения радиосигналов, переданных двумя наземными станциями. Для передачи своих сигналов система "Омега" использует волны очень низкой частоты (ОНЧ) от 10 до 14 кГц. Сеть "Омеги", состоящая всего из восьми таких станций, охватывает сигналами небо над всей планетой. Станции "Омега" расположены в штате Северная Дакота, на Гавайях, в Норвегии, Аргентине, Австралии, Японии и острове Реюньон в Индийском

ИНС в кабине пилота

Система ИНС, установленная в кабине пилота, на первый взгляд сложная, на самом деле проста в обращении. Пилот на клавиатуре вводит полетные данные, и затем через некоторое время на указателе "селектор мод" загорается зеленая лампочка. Это значит, что бортовой компьютер принял данные.

Все данные сходятся воедино

Начальные полетные данные, заложенные в ИНС, включают в себя широту и долготу пункта назначения и наземные ориентиры по ходу маршрута. Компьютер обрабатывает эту информацию вместе с данными, полученными от акселерометров, и вычисляет скорость самолета и пройденный им путь. Приборы в кабине пилота также показывают скорость движения машины в воздухе и ее скорость относительно земли, текущие координаты, направление полета и скорость и направление ветра.

Воздушный корабль, оснащенный ИНС, может определить свое местоположение, находясь в любой точке земного шара.