Каким образом самолеты садятся в тумане

Воздушные корабли могут безопасно садиться при любой погоде благодаря системе посадки по приборам, или ILS. В условиях плохой видимости пилоты полагаются одновременно на информацию, поступающую от бортовых приборов, и на аэродромные сигналы, идущие от ILS.

Аэродромная посадочная система ILS состоит из курсового посадочного радиомаяка, глиссадного индикатора и ряда последовательных радиомаркеров. Курсовой посадочный радиомаяк отмечает отклонение самолета вправо или влево от осевой линии взлетно-посадочной полосы. Глиссадный индикатор следит за углом наклона самолета при посадке, а радиомаркеры дают отсчеты расстояния до взлетно-посадочной полосы. С помощью ILS можно садиться даже в условиях нулевой видимости. В настоящее время на многих аэродромах ILS уже заменена на более совершенную СВЧ-систему обеспечения посадки. В ней используются два микроволновых (СВЧ) передатчика, установленных на земле. Новая система обеспечивает одновременную посадку большего числа кораблей и с большей безопасностью, чем это делает ILS.

Система посадки по приборам (ILS)

Или Курсо-глиссадная система, КГС наглядно и схематически представлена на рисунке выше. Курсовой посадочный радиомаяк, входящий в комплекс ILS, передает сигналы на двух радиоволнах с частотой модуляции 90 и 150 Гц. 90-герцовый сигнал преобладает в левой зоне от глиссады, а 150-герцовый — в правой зоне (рисунок ниже). По величине каждого из сигналов пилот может знать, отклоняется ли его машина влево или вправо от осевой линии глиссады, так как на самой линии эти сигналы равны. Аналогично с помощью двух других сигналов, идущих от глиссадного радиомаяка, можно управлять скоростью посадки. Так, если при посадке угол снижения превышает идеальный на 2,5—3,0 градуса, то на корабле в основном принимается 150-герцовый глиссадный сигнал. А при углах снижения меньших идеального корабль принимает в основном 90-герцовый сигнал. Три радиомаркера, расположенные по мере приближения к взлетно-посадочной полосе, передают сигналы около 400, 1300 и 3000 Гц, помечая расстояние от полумили до пяти миль от взлетно-посадочной полосы.

На приборной панели в кабине пилота расположено оборудование КГС и командный пилотажный прибор.

Индикатор прибора слепой посадки

На индикатор ПСП, расположенный в кабине пилота, выводятся сигналы от курсового посадочного радиомаяка, от глиссадного радиомаяка и от радиомаркеров. Устройство, на которое выводятся эти данные, называется командный пилотажный прибор. На ближнем фото он виден в левом верхнем углу. На индикаторе в правом верхнем углу этого фото возникают и гаснут световые вспышки в момент прохождения кораблем каждого маркера.

Командный пилотажный прибор (КПП)

Командный пилотажный прибор говорит пилоту о том, в каких отношениях их корабль находится с глиссадой. Когда корабль идет на посадку, в задачу пилота входит вносить такие изменения, которые позволяли бы держать горизонтальную и вертикальную полосы на экране КПП пересекающимися под прямым углом в центре этого экрана.