Что такое полет на сверхзвуковой скорости

Звуковой барьер был впервые преодолен в 1947 году летчиком-испытателем Чарльзом Йеджером на экспериментальном самолете "Белл X-I". В настоящее время англофранцузский "Конкорд" в обычном полете идет на сверхзвуковых скоростях.

Скорость звука в воздухе зависит от атмосферного давления и температуры. При нормальных условиях эта скорость составляет 760 миль в час на уровне моря и около 660 миль в час на высоте 40 000 футов. Когда скорость воздушного корабля приближается к скорости звука, перед кораблем возникают уплотненные слои воздуха, создающие воздушный "барьер". Если скорость корабля превосходит скорость звука, то образуется ударная волна, или звуковой удар, что может вызвать у летчика потерю управления самолетом. Сверхзвуковые лайнеры типа "Конкорда" сконструированы так, чтобы противостоять подобным ударам. Звуковые волны после прохождения звукового удара распространяются в особой области, названной конусом Маха — по имени физика Эрнста Маха.

"Конкорд" на взлете. В это время его нос наклонен книзу.

Скорость и ударные волны

1. Если скорость самолета меньше скорости звука, то создаваемая им звуковая волна идет впереди самолета.

2. Когда скорость самолета приближается к скорости звука, то перед самолетом выстраиваются звуковые волны и возникает область большого воздушного давления.

3. При сверхзвуковых скоростях за самолетом по краям звуковой волны образуется коническая область, в которой распространяется ударная волна. Нос с изменяющимся углом наклона

У "Конкорда" уникальный нос. На взлете и посадке он может наклоняться вниз, обеспечивая пилоту лучшую видимость. При полете на крейсерской скорости нос поднят, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.

Сверхзвуковой самолет типа "Конкорда" использует свои мощные двигатели и сглаженную аэродинамическую форму, чтобы достичь сверхзвуковых скоростей. В конструкции самолета должны быть предусмотрены меры противодействия воздушным завихрениям, или турбулентности, что образуются при переходе корабля через звуковой барьер. Изогнутые плавной дугой треугольные крылья "Конкорда" позволяют ему оставаться устойчивым как на сверхзвуковых, так и на малых скоростях. Из-за того, что звуковой удар может вызвать наземные разрушения, "Конкорд" пролетает над сушей на дозвуковых скоростях.