Что собой представляет самолет с вертикальным взлетом и посадкой

Большинству самолетов нужны длинные взлетно-посадочные полосы, чтобы набрать скорость для взлета или затормозить после приземления. Однако существуют ВЗП (вертикальный взлет и посадка) самолеты, такие как британский истребитель "Харриер", которые могут взлетать и садиться практически в любом месте.

У самолетов типа "Харриер" четыре подвижных выхлопных сопла. Поэтому они могут передавать двигательную тягу в различных направлениях. Изменяя направление осей выхлопных сопел, воздушный корабль может взлетать или садиться вертикально. Или лететь вперед как обычный реактивный самолет. На рисунке вверху -"Харриер" — это "прыгающий" реактивный истребитель

У "Харриера" подвижные выхлопные сопла.

Осуществление вертикального взлета

Взлет: все четыре сопла направлены к поверхности. Набор высоты: сопла направлены под углом к поверхности. Прямой полет: при обычном полете выхлопные сопла направлены к хвосту. При взлете выхлопные сопла дают мощные струи, направленные вниз. Отражаясь от поверхности, эти струи создают подъемную силу. Выхлопные сопла "Харриера" могут поворачиваться на 100 градусов

Поперечное сечение двигателя

Турбовентиляторный двигатель создает тягу, выбрасывая через выхлопные сопла газы, которые образуются в нем при сгорании.

Другие самолеты типа ВЗП (вертикальный взлет и посадка)

У "Форджера" два специальных двигателя для ВЗП маневров и один полетный двигатель.

У "XV-15" на крыльях смонтированы двигатели с воздушными винтами, которые вращаются поверху, выполняя ВЗП.

"Асьюка СТОЛ" (самолет марки «Асьюка" с УЗП — укороченным взлетом и посадкой) имеет специальные выхлопные сопла, направленные книзу для выполнения быстрых взлетов.